Денис Васильевич Давыдов. Гусарская исповедь. 
  Дневник партизанских действий 1812 года 
  1  2  3  
  4  5  
  6  7  
  8  9  
  10  11  
  12  13  
  14  
  15  
  16  
  17  18  
  19  20  
  21  22  
  23  24  
  25  26  
  27  28  
  29  30  
  31  32  
  33  34  
  35  36  
  37  38  
  39  40  
  41  42  
  43  44  
  45  46  
  47  48  
  49  50  
  51  52  
  53  54  
  55  56  
  57    Уваров прибыл с своею и великодушно поступил под его начальство. 
    Я сам слышал, как он сказал ему: "Петр Петрович, не то время, чтобы считаться 
    старшинством; вам поручен арьергард, я прислан к вам на помощь, приказывайте! 
    " Такие черты забываются, зато долго помнят каждую погрешность против 
    правил французского языка истинного россиянина! Но к славе нашего отечества, 
    это не один пример: Багратион, после блистательного отступления своего без 
    ропота поступивший под начальство Барклая в Смоленске; Барклай, поступивший 
    под начальство Витгенштейна в Бауцене; Витгенштейн, поступивший снова под 
    начальство Барклая во время и после перемирия; и прежде сего, в Италии, под 
    Лекко, - Милорадовпч, явившийся под команду младшего себя по службе Багратиона, 
    - представляют возвышенность в унижении, достойную геройских времен Рима и 
    Греции!
    Я прерываю описание жестоких битв армии. Не моя цель говорить о сражениях, 
    представленных уже во многих сочинениях, известных свету; я предпринял описание 
    поисков моей партии, к ним и обращаюсь.
    Получа пятьдесят гусаров и вместо ста пятидесяти - восемьдесят казаков и взяв 
    с собою Ахтырского гусарского полка штабс-ротмистра Бедрягу 3-го, поручиков 
    Бекетова и Макарова и с казацкой командой - хорунжих Талаева и Григория Астахова, 
    я выступил чрез село Сивково, Борис-Городок - в село Егорьевское, а оттуда 
    на Медынь - Шанский завод - Азарово - в село Скугорево. Село Скугорево расположено 
    на высоте, господствующей над всеми окрестностями, так что в ясный день можно 
    обозревать с нее на семь или восемь верст пространства. Высота сия прилегает 
    к лесу, простирающемуся почти до Медыни. Посредством сего леса партия моя 
    могла скрывать свои движения и, в случае поражения, иметь в нем убежище. В 
    Скугореве я избрал первый притон.
    Между тем неприятельская армия стремилась к столице. Несчетное число обозов, 
    парков, конвоев и шаек мародеров следовало за нею по обеим сторонам дороги, 
    на пространстве тридцати или сорока верст. Вся эта сволочь, пользуясь безначалием, 
    преступала все меры насилия и неистовства. Пожар разливался по сей широкой 
    черте опустошения, и целые волости с остатком своего имущества бежали от сей 
    всепожирающей лавы, куда - и сами не ведали. Но чтобы яснее видеть положение 
    моей партии, надобно взять выше: путь наш становился опаснее по мере удаления 
    нашего от армии. Даже места, не прикосновенные неприятелем, немало представляли 
    нам препятствий. Общее и добровольное ополчение поселян преграждало путь нам. 
    В каждом селении ворота были заперты; при них стояли стар и млад с вилами, 
    кольями, топорами и некоторые из них с огнестрельным оружием. К каждому селению 
    один из нас принужден был подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что 
    мы пришли на помощь к ним и на защиту православныя церкви. Часто ответом нам 
    был выстрел или пущенный с размаха топор, от ударов коих судьба спасла нас[8]. 
    Мы могли бы обходить селения; но я хотел распространить слух, что войска возвращаются, 
    утвердить поселян в намерении защищаться и склонить их к немедленному извещению 
    нас о приближении к ним неприятеля, почему с каждым селением продолжались 
    переговоры до вступления в улицу. Там сцена переменялась; едва сомнение уступало 
    место уверенности, что мы русские, как хлеб, пиво, пироги подносимы были солдатам.
    Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: "Отчего 
    вы полагали нас французами?" Каждый раз отвечали они мне: "Да вишь, 
    родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одежу схожо". 
    - "Да разве я не русским языком говорю?" - "Да ведь у них всякого 
    сбора люди! " Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не 
    только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде[9]. 
    Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил 
    образ св. Николая[10] и заговорил с ними языком народным. 
    Читать дальше >>